История села Чаган — это история образования и развития Астраханской губернии и сел Астраханского Понизовья (да и их ли только). От старого учуга беглых ушкуйников через промыслы рыбопромышленников, мартовский, кровавый мятеж 1918г. в бывшей Чаганской волости, годы военного коммунизма, НЭПа, одного из первых в Камызякском уезде колхоза «Астраханский пролетариат» прошла его судьба.
Наше село Чаган имеет 311- летнюю историю. После присоединения Астрахани к Русскому государству царь Иван Грозный повелел устроить учуги на протоках Чагане, Уваре (ныне с. Увары ) и Яманчуге ( ныне с. Иванчуг).
Учуги, древнейший способ рыболовства, представляли собой забойку из крепких бревен, заколоченных в грунт протоки и скрепленных веревками и жердями, крупная рыба заходила во дворы-ловушки, а из них ловецкий люд вытаскивал их баграми и темляками.
В октябре 1722 г. царь Петр l находясь в Астрахани, посетил рыболовные учуги в Камызяке и Иванчуге. Придавая большое значение экспорту каспийской рыбы, царь указал: «Опробовать рыбу для отпуску за море таким образом- солить свежих осетров, срезать и закупоривать в небольшие бочки, других варить в тузлуке и наливать уксусом, так же опробывать наливать рыбьим жиром и в таких же бочках закупоривать. Оные пробы делать как из осетров, так и из севрюг. Опробовать же солить сельди, которые в Каспийском море».
По истечению времени более устойчивыми оказались 4 учуга: Иванчугский, Уваринский, Камызякский и Чаганский. В начале 19 века Чаганский учуг перешел в частные руки. В небольшой прекрасно оформленной книге» Астраханская флора» созданная Николаем Розенмейером в Петербурге есть литография павильона Чаганского промысла.Ступени роскошного павильона спускаются к самой воде. Здесь же видна и учужная забойка.
О рыбных богатствах Волги в те времена публикует Аксаков, сын писателя Аксакова, писал восторженные строки:
Да, я спускался налегке
По матушке, по Волге, по реке….
Вот так-то брат, там золотое дно:
Белугами полнехонько- полно!
Осетр, тюлень, севрюга… снова в сборе
Ух прибыло! В весенний ранний лов
Кишмя кишат они у берегов,
Сплошной стеной стоят под учугами!
Село Чаган расположено на низменном месте на правом берегу протоки Чаган. Основано в 1699г., около рыбного учуга ссыльными поселенцами. Название получило от реки Чаган ( по — видимому искаженному татарское слово -таган).
В 1820г. была эпидемия чумы, в 1822г. голод, в 1829, 1830, 1870-х годах и 1892г. эпидемия холеры. В 1829г.-сильный пожар.
Число жителей в 1901г.-2232чел, 422 двора. Население занималось морским рыболовством.
В селе 2 церкви, кирпичный завод, рыбная ватага (временные рабочие до 150чел.), 2 мануфактурных, 6 мелочных, 1 казенная винная и 1 питейная лавки В 1851г.-1900 г открыты 2 сельских одно-классных училища (126 учеников), в 1891-одно-классная церковноприходская школа (36 учеников), в 1900г. при чайной открыта Народная библиотека читальня. Лечебные учреждения: больница на 10 коек. При ней уездный врач, фельдшер, повивальная бабка и частная аптека. Имеется пожарная охрана, при ней каланча, две пожарные подводы с инвентарем, кирпичный завод. (Волостной староста, урядник).
Жестокие годы революции, голода, раскулачивание пережили чаганцы.
Весной 1919г. в Астрахани готовился белогвардейский мятеж. Зашевелились и чаганские кулаки. Они узнали, когда будет партийное собрание, чтобы взять партийную ячейку в одном месте. Ворвались в дом, где шло собрание, они крикнули: «Руки вверх!».
А какое сопротивление могли оказать собравшиеся, если наган был только у Михаила Студенцова. Всех арестовали и заперли в каменную палату волостного правления. Собрали сход на площади и стали решать, кого в список на расстрел вести. А ночью стали вызывать по одному, якобы на допрос, но сами стали рубить их шашками. Потом трупы вывезли на берег и посовали в прорубь.
Возмездие настало на другой день, когда по сигналу из Астрахани приехал эскадрон красноармейцев во главе с чекистами. Мятежников вывели за село и расстреляли, коммунаров похоронили. В центре села погибшим коммунарам воздвигнут памятник. В настоящее время памятник погибшим коммунарам признан памятником истории.
В 1929г. в с. Чаган был образован рыболовецкий колхоз имени «Астраханского пролетариата.»
О местных ловцах молва расходилась широко: Егоровы, Неводчиковы, Водовозовы, Карамышевы, Лебедевы…Целые семьи выезжали на лов. В соседних селах с завистью говаривали о них: «Поставят сбрую у себя на заднем дворе и там поймают» Про чаганских рыбаков написана книга К. Ерымовского «Каспийская книга» Там есть такие строки :»У чаганского колхоза морской промысел наложен обстоятельно. Звенья ставных неводов возглавляет бригадир. Чаганцы умеют находить уловистые места. Рыбаки бригады изобретательны. Каждый год они вылавливают тысячи пудов рыбы…»
Там есть и такие строки про братьев Егоровых. » Все начальники морские на пароходах подходят к нашим судам, спрашивают… как ловят Егоровы? Из нашей семьи и братья и сестра, родные и двоюродные, все на море. Как же я с моря уйду?! Рыбак, не боится трудов, был бы улов.»
«Золотым дном» считались в те годы местные реки. Рыбы много. Потому и жили здесь богато. Село (посчитай, на пятьсот не менее дворов) делилось на две части. Дом- один к одному из теса, пластины. Мастеров по дереву для резной росписи фасадов из города возили. Но несмотря на заслуженные успехи Чаганских рыбаков и всех жителей, период коллективизации и раскулачивания нанесли огромный ущерб развитию села. Первой и неисправимой ошибкой в духовном и моральном плане был снос церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
Распалась пожарная охрана, сломали сельский клуб, сгорела двухэтажная деревянная школа. Были разобраны и перевезены в село Образцово- Травино основательные корпуса больницы. Прекратил работу кирпичный завод.
Великая отечественная война 1941г. перервала мирную жизнь чаганцев. На защиту Отечества ушло все мужское население Чагана. Все кто мог держать оружие в руках. Немногим пришлось возвратиться домой , 280 чаганцев остались на полях сражений. Нам известны фамилии и имена погибших.
В центре села Чаган стоит гранитный памятник павшим в годы ВОВ. Ежегодно у памятника проходит митинг в честь Дня Победы, объявляется минута молчания и возлагаются цветы. Стало традицией и возложение цветов новобрачными к памятнику.