Информационные материалы о мошенничестве

Наиболее распространенные способы совершения дистанционных мошенничеств и рекомендации по их пресечению и предотвращению

Звонок «сотрудника банка» или «сотрудника правоохранительных органов».

На телефон потерпевшего звонят мошенники с номеров, начинающихся с цифрового кода (495), (499). В последнее время для звонков чаще используются мессенджеры: «Ватсап», «Вайбер», «Телеграм». Неизвестные представляются сотрудниками банков: Центрального банка России, Банка «Россия», ПАО «ВТБ», ПАО «Сбербанк» и др. Они называют себя сотрудниками безопасности, службы финансового мониторинга. С их слов, неизвестный якобы пытается оформить кредит от лица потерпевшего, а также обналичить или перевести денежные накопления. Под этим предлогом мошенники предлагают гражданину обезопасить себя от несанкционированного оформления кредита и перевести свои или заемные средства на «безопасный счет», («зеркальный счет», «в безопасную ячейку»).

Потерпевший, оказавшись под психологическим прессом мошенников, которые убеждают его, что он может оказаться в долговой кабале на долгие годы, следует их указаниям. Гражданин оформляет через приложение онлайн-заявку, лично обращается в банк, оформляет кредит на крупные суммы, берет свои накопления и переводит через приложение или наличными через платежный терминал на подконтрольные счета или абонентские номера телефонов мошенников.

Мошенники могут представляться сотрудниками правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратура, следственный комитет), при этом номер с которого происходит звонок на экране телефона отражается как настоящий номер данного ведомства. Преступники обращаются к потерпевшему по имени отчеству, просят проверить номер их телефона на официальных сайтах ведомств, чтобы убедить потерпевшего, что он общается с настоящим сотрудникам. Могут переслать фотографию служебного удостоверения. Все это делается для того, чтобы потерпевший полностью доверился и следовал их указаниям.

Характерным признаком манипуляции является тот факт, что звонящие ведут с потерпевшими длительное общение по телефону, полностью контролируют их действия, говорят о необходимости неразглашения информации об общении с ними.  Инструктируют при общении с настоящими сотрудниками банка при оформлении кредита —  не называть истинные цели, а приводить надуманные поводы (беру деньги на строительство, на лечение, срочная покупка).

При общении с потерпевшими преступники оказывают психологическое воздействие путем уговоров, угроз, повышенного тона, перекладывания вины на самого потерпевшего за отказ его следовать указаниям звонящего и потере денежных средств. При этом могут ссылаться при разговоре на статьи Уголовного кодекса Российской Федерации о неразглашение информации, за несоблюдение тайны следствия, за отказ от сотрудничества с правоохранительными органами, могут пугать большими штрафами.

Мошенники могут представляться также сотрудниками Госуслуг, работниками оператора сотовой связи.

Необходимо запомнить!

В банках нет «безопасных счетов», «безопасных ячеек», «зеркальных счетов».

Сотрудники банков и правоохранительных органов все вопросы решают при личной (очной встрече), информация по телефону ими не запрашивается.

Работники государственных органов, организаций и учреждений для официального общения с гражданами не используют мессенджеры.

Настоящие сотрудники банков и правоохранительных ведомств не высылают фотоизображения своих служебных удостоверений, документов со своими личными данными! Не используют никакие кодовые слова и пароли для общения!

Недопустимо устанавливать в своих гаджетах, мобильных устройствах, компьютерах по указанию звонящего какие — либо приложения, программы, создавать виртуальные карты, скайпы (программы уделенного доступа).

Недопустимо называть коды, пароли из поступивших смс-сообщений, пуш-уведомлений  со своих телефонов посторонним. Таким образом Вы предоставляете вход для мошенников в личные кабинеты банковских приложений, приложений госуслуг, оператора связи и пр.,где от вашего имени мошенник может осуществить переводы денежных средств, оформление кредита.

При входящем звонке на телефон, когда роботизированная программа запрашивает сведения об оформлении кредита, предлагает ответить на вопросы односложно: «да», «нет», необходимо прекратить общение.

При разговоре с неизвестными не сообщайте им никаких сведений, реквизитов. При повторных звонках отключите телефон. Если есть сомнения в сохранности имеющихся на счетах денежных средств – обратитесь в банк, позвоните в полицию.

«Дополнительный заработок, биржа, инвестиции»

Потерпевший находит в сети Интернет сведения о дополнительном пассивном доходе (Инвестиции в акции «……»), оставляет свои данные (ФИО, номер телефона), через некоторое время ему звонят лица, которые уверяют в возможности получения систематического дохода.  Для этого переключают на «брокеров» («трейдеров»), которые будут непосредственно оказывать данную помощь.

Они предлагают человеку зарегистрироваться на сайте, зарегистрировать личный кабинет, криптокошелек).  Затем потерпевший вносит денежные средства и видит на экране, что происходит пополнение счета в долларовом эквиваленте. По желанию клиента при обращении к «брокеру» он может снять небольшую сумму денежных средств. Это уловка мошенников, для того чтобы войти в еще большее доверие к потерпевшему и получить как можно больше с него денег.

После того, как потерпевший пожелает вывести денежные средства со счета, под различными предлогами «брокеры» попытаются получить с него дополнительные средства (на оплату налогов, за сроки хранения и т.п.), но вывода средств не произойдет. В конечном итоге связь с «брокерами» прекратится, денежные средства останутся у них.

Полиция рекомендует не доверять многообещающим предложениям в сети Интернет по получению высокого дохода. Помните, что легкого заработка не бывает. Для работы в этой сфере требуются определенные знания и навыки в биржевых торгах, криптовалюте.

«Родственник в беде»

Этот вид обмана используется чаще в отношении пожилых граждан.

Необходимо систематически вести с ними общение на данную тему.

На домашний телефон поступает звонок от якобы сотрудника полиции (ГИБДД, следователя) с информацией о том, что родственник или знакомый попал в ДТП (либо совершил иное противоправное деяние). Потерпевший, как правило, сам называет имя родственника (сына, внука) и оно в дальнейшем используется мошенниками. «Родственник» просит о помощи — необходимо передать крупную денежную сумму курьеру. После передачи денежных средств, курьер переводит деньги на подконтрольные счета мошенников, оставляя себе оговоренный с организаторами процент.

Необходимо помнить:

— Настоящие сотрудники правоохранительных органов никогда не потребуют для урегулирования вопросов с вас денежные средства, так поступают только мошенники!

— Необходимо связаться со своими родными, иными близкими, сообщить им информацию о звонке!

Необходимо проинструктировать своих пожилых родственников, систематически напоминать им о возможных попытка обмана таким способом.

«Мошенники под видом оператора связи»

Вот представьте: звонок от представителя вашего мобильного оператора.

Вежливый голос сообщает, что действие контракта по вашему мобильному номеру подходит к концу, сегодня-завтра SIM-карта будет заблокирована. «Продлевать будете?»

Вы начинаете вспоминать, что что-то слышали о таком. И, конечно, не хотите остаться без мобильной связи и вашего номера, ведь это важная часть жизни сегодня. Вы готовы тут же ответить «да».

Раз так, оператор предлагает вам очень удобный процесс продления договора, никуда ходить не придётся. Прямо сейчас вы получите код от Госуслуг, через которые подтверждаются персональные данные владельцев номеров. Вам этот код нужно будет назвать.

Вы и про это что-то такое слышали, а может, даже что-то похожее делали. Вы снова соглашаетесь.

Через несколько секунд на ваш мобильный приходит SMS с кодом авторизации от Госуслуг. Там, конечно же, написано «никому не сообщайте», но вы не акцентируете на этом внимания. Диктуете код.

Схема не только ставит под угрозу ваш аккаунт от Госуслуг. Таким же образом злоумышленники могут пытаться получить доступ к вашему личному кабинету мобильного оператора.

Что произойдёт, если потенциальная жертва попадётся на уловку
Доступ к Госуслугам позволяет оформить на вас заём в электронном формате. Деньги получит преступник, а должны будете вы.

Доступ к личному кабинету оператора даст мошеннику возможность настроить переадресацию звонков с вашего номера на его собственный. Потом преступник делает три неверные попытки зайти с вашего номера в один из мессенджеров и восстанавливает пароль с помощью обратного звонка. Вы теряете доступ к своему аккаунту.

Второй риск, связанный с личным кабинетом, — потеря денег на мобильном счёте и с вашей банковской карты. Мошенник может совершать покупки, оплачивая их с вашего мобильного счёта. Ситуация усугубляется, если к мобильному номеру привязана банковская карта и настроен автоплатёж.

Преступник тратит деньги с мобильного, счёт пополняется автоплатежом — и так по кругу. И хотя по мобильным платежам есть ограничения, потери могут быть заметными.

Третий риск потери контроля над личным кабинетом — подключение без вашего ведома услуг, позволяющих получить кредит. Кредит злоумышленник обналичит, а разгребать последствия — вам.

 

90